История разработки нового Porsche 911 RSR

13/10/2017
История разработки нового Porsche 911 RSR

Штуттгарт. В 10-часовой гонке Petit Le Mans («Малый Ле-Ман») на традиционной гоночной трассе Road Atlanta («Роуд Атланта») в прошлую субботу Porsche Motorsport удалось получить два первых титула для нового 911 RSR. Патрик Пиле (Франция) и Дирк Вернер (Германия), выступающие на 510-сильном гоночном болиде GT из Вайссаха, завоевали престижный кубок North American Endurance Cup. Самая жесткая проверка на выносливость в мировом автоспорте GT наряду с «Малым Ле-Маном» включает классические марафоны Дайтона, Себринг и Уоткинс-Глен. В этом уникальном состязании, когда в четырех супергонках команды и пилоты должны доказывать свою выдержку и надежность в общей сложности в течение 52 часов, команда Porsche GT одержала еще и победу в командном зачете. Первым ярким событием в дебютном сезоне для нового 911 RSR стала его победа на автодроме Лайм-Рок в гонке чемпионата IMSA SportsCa 22 июля. «Победа в North American Endurance Cup показала, что в крупных марафонских гонках мы в нужный момент всегда находились далеко впереди и тем самым в течение сезона подчеркивали надежность нашего нового 911 RSR. Для дебютного сезона с абсолютно новым автомобилем это хорошее достижение», – сказал д-р Франк-Штеффен Валлизер, руководитель автоспортивного отделения и автомобилей GT. Для Марко Уйхази, руководителя проекта поддержки заводских команд в классе GT, первая гоночная победа нового 911 RSR была прежде всего «особо эмоциональным моментом. Ради этого дня мы работали со всей страстью и самоотверженностью».

Полностью новая разработка 911 RSR, который использовался командой Porsche GT в этом сезоне также в чемпионате мира для спортивных автомобилей WEC, является полностью новой разработкой. Важнейшей новинкой является, прежде всего, двигатель, размещенный перед задней осью. Благодаря этому достигается лучшее распределение массы по осям и одновременно создается место в задней части кузова для увеличенного диффузора, который создает существенно большую прижимную силу.

Разработка нового 911 RSR стартовала в начале 2015 года. Небольшая команда, в которую входили представители разных производственных отделов, первоначально занималась тем, что анализировала потенциал совершенствования предыдущей модели и изучала спортивный и технический регламент. С помощью этих знаний новая концепция автомобиля была максимально «заточена» под требования современных автогонок на выносливость. Гоночные пилоты тоже были вовлечены в процесс разработки на беспрецедентно раннем этапе. «Пилоты должны чувствовать себя в автомобиле удобно», – подчеркивает Марко Уйхази. «Только в этом случае в конце утомительного стинта они будут в состоянии выполнять работу на высшем уровне, чтобы успешно противостоять соперникам».

50-часовой тест на выносливость по неровной проезжей части

Первые километры на новом 911 RSR все заводские пилоты GT проехали в рамках функционального теста в марте 2016 года по испытательной трассе в центре исследований и разработок в Вайссахе. После этого автомобилю предстояли многочисленные тесты на гоночных трассах, каждая из которых выбиралась с учетом определенной задачи: настройка ходовой части, разработка шин, тормозов и проверка аэродинамики. Кульминацией испытательного периода был 50-часовой тест на выносливость в Себринге.

«Насколько мне известно, этого не делал еще ни один из производителей», – говорит Марко Уйхази. Однако тест на трассе во Флориде, где из-за большого количества неровностей человек и машина подвергаются наибольшим нагрузкам, прошел без серьезных проблем: «Именно из-за колоссальных нагрузок это был правильный путь, что подтведилось в начале сезона на классических марафонах в Дайтоне и в Себринге. Наш новый автомобиль сразу произвел впечатление своей мощной динамикой».

Приводом для нового 911 RSR служит суперсовременный шестицилиндровый оппозитный двигатель без наддува. Рабочий объем составляет 4000 куб. см, мощность в зависимости от размера рестриктора около 375 кВт (510 л.с.). Двигатель оснащен системой непосредственного впрыска бензина, приводом клапанов с жестким соединением и отличается выдающейся эффективностью. Он представляет собой последовательно усовершенствованную конструкцию семейства атмосферных двигателей Porsche и соответствует как требованиям, предъявляемым к гоночному двигателю для 911 RSR, так и требованиям 911 GT3 для дорог общего пользования. Разработчики выбрали именно атмосферный двигатель не только по причине экономии массы, которая в данном случае доходит до 40 килограммов. Марко Уйхази: «Атмосферный двигатель – очень эмоциональный агрегат для покупателей наших дорожных автомобилей, но одновременно он обладает и мощностным потенциалом, чтобы соответствовать высоким требованиям автоспорта».

Тестирование двигателей на стенде и на гоночной трассе

Благодаря разработке выдающегося базового двигателя для 911 GT3, примерно через семь месяцев двигатель RSR в первый раз отправился на испытательный стенд. Настоящие испытания длительным пробегом начались почти год спустя. Тестовая программа для двигателя 911 RSR включала в себя среди прочего два 70-часовых испытания на выносливость в различных погодных условиях. В общей сложности двигатель выдержал более 300 часов пробега. Однако, несмотря на стендовые испытания, по-прежнему очень важно тестирование двигателя непосредственно на гоночной трассе. «На испытательных стендах мы моделируем максимальные стрессовые ситуации. Например, особенно быстрый квалификационный круг на трассах с максимальной долей движения на полном газу, как в Дайтоне или Ле-Мане», – говорит Марко Уйхази. «Особые гоночные ситуации, такие как зона желтого флага или выезд из пит-лейна, на испытательном стенде смоделировать невозможно. Этот опыт, а также последствия для автомобиля в целом можно получить только на гоночной трассе».

Обширные исследования в аэродинамической трубе

В начале разработки аэродинамики для нового 911 RSR было проведено специальное компьютерное моделирование CFD (Computional Fluid Dynamics). Данный метод предлагает возможность оценить различные концепции и компоненты без необходимости построения реальной модели. Отобрав таким образом несколько концепций, перешли к модельным испытаниям в малой аэродинамической трубе с реальным потоком воздуха. После этих испытаний готовность автомобиля достигала уже 80 процентов. Следующим шагом для последних 20 процентов было испытание в большой аэродинамической трубе в Вайссахе с собственной беговой дорожкой. Там можно почти идентично моделировать гоночную трассу, настраивать целиком повороты, чтобы узнать, поведет себя автомобиль в реальных условиях. Эти выводы затем были перенесены обратно на компьютерное моделирование, с помощью которого, например, можно очень точно предсказать, какое время на круге покажет автомобиль на гоночной трассе в нормальных условиях.

Существенно улучшена в новом 911 RSR и пригодность к техническому обслуживанию. Изменения в настройке ходовой части производятся намного быстрее и проще, а благодаря быстроразъемным соединениям элементы карбоновой оболочки после контакта с другими участниками гонки можно в кратчайшее время полностью заменить. Так, например, на замену двери уходит всего 15 секунд, а переднего бампера с облицовкой днища – менее одной минуты. «Тот, у кого возникают подобные проблемы с личным дорожным автомобилем, должен как минимум день ездить на такси или на трамвае», – замечает Марко Уйхази.

Новый 911 RSR является первым гоночным автомобилем GT от Porsche, в котором устанавливаются суперсовременные системы помощи водителю. Благодаря системе предупреждения об опасности столкновения Collision Avoidance System, работающей на базе радара, водитель, которого на гоночной трассе неизбежно снова и снова обгоняют более мощные и, соответственно, более быстрые прототипы, имеет лучший обзор сзади. Стрелки на мониторе в кокпите указывает водителю, если непосредственно позади находятся автомобили. По цвету стрелок он может определить, приближается автомобиль или отдаляется. Эта система функционирует не только в хорошую погоду, но и в дождь, в туман и в ночное время. Новый каркас безопасности, а также новое, привинченное гоночное сиденье дополнительно повышают безопасность водителя.

Вовлечение в процесс разработки заводских пилотов и команды

Заводские пилоты Porsche GT были вовлечены в процесс разработки нового 911 RSR на очень раннем этапе. Основными приоритетами было достижение наилучшего положения сиденья, оптимальный передний обзор и эргономика. Она должна быть такой, чтобы водитель в марафонских гонках не чувствовал себя неудобно из-за плохого положения сиденья. Важно было также определить наилучшее расположение многочисленных световых индикаторов и переключателей на рулевом колесе и в кокпите. Каждая кнопка должна быть легко доступна и удобна в использовании. Так был создан базис. Когда новый 911 RSR уже стоял на колесах, приступили к тонкой настройке. С самого первого теста водители и команда участвовали в устранении слабых мест и в доработке автомобиля совместно с инженерами.

Результатом этого открытого сотрудничества участники очень довольны. Рихард Литц, лучший пилот GT-победитель кубка FIA Endurance World Cup 2015 года, резюмирует за своих коллег результат нового процесса разработки так: «Новый 911 RSR – лучший автомобиль GT, который когда-либо строил Porsche». После дебютного сезона 2017, в котором 911 RSR эксклюзивно использовался заводскими командами в FIA WEC и чемпионате IMSA, в 2018 году Porsche Motorsport предлагает автомобиль также отдельным клиентским командам.

Другие цифры и факты

Новый 911 RSR состоит в целом из 5 342 деталей. Из них 3 646 приходятся на автомобиль, 1 282 на двигатель и 414 на коробку передач. Самая большая отдельная деталь – каркас кузова, самая маленькая – стопорное кольцо на дверной ручке.

Для сезона 2017 подразделением Porsche Motorsport в Вайссахе было построено семь 911 RSR: по два автомобиля для использования в чемпионате мира для спортивных автомобилей WEC и в чемпионате IMSA SportsCar, а также три тестовых автомобиля. Для постройки одного 911 RSR четырем сотрудникам требуется десять рабочих дней. Начиная с функционального теста в марте 2016 года и до гоночной премьеры в январе 2017 года на 24-х часовой гонке в Дайтоне новый 911 RSR проехал свыше 35 000 тестовых километров – больше, любой другой гоночный автомобиль Porsche GT во время разработки.

Примечание: фото- и видеоматериалы с новым 911 RSR и о Porsche Motorsport доступны для журналистам в базе данных Porsche для прессы, расположенной по адресу https://presse.porsche.de. В твиттере @PorscheRaces Вы всегда сможете найти самую последнюю информацию, фотографии и видеоролики с гоночных трасс по всему миру.

Журналисты могут получить доступ к медиа-гиду Porsche Motorsport Media Guide по адресу https://presse.porsche.de/motorsport. Отдел коммуникаций Porsche также предоставляет инновационный сервис для журналистов, блоггеров и онлайн-изданий, доступный по адресу www.newsroom.porsche.com.